file:///C:/Users/22.08.2022/Desktop/vnetelesnyi-opyt.ru/Литература/Футуристический%20очерк%20истории/Галактика Гуттенберга и Галактика Мультимедия.html
Разделение речи на устную и письменную, произведенное египетскими жрецами в интересах своих фараонов и всего человечества, завершает этап очеловечивания человека. И начинает этап перехода человека в какую-то другую ипостась, связанную с умом во все большей степени, чем с физической природой тела. С этого момента роль ума в человеке зачем-то стала расти, а роль тела – уменьшатся. Все это выглядит, как подготовка к некоему переходу.
Важными вехами на этом пути было изобретение печатного станка в XV веке и телевещания – в XX-м. (Под телевещанием здесь следует понимать любую передачу информации без посредства физических носителей – бересты, папируса и бумаги. В этом смысле радио, телевидение и Интернет вполне можно объединить одним термином – телевещание.)
Наука боготворит Гуттенберга, потому что он модернизировал процесс передачи букв настолько, что это обеспечило научным знаниям кумулятивный эффект и родило саму науку. Но это взгляд с невысокого пригорка. Гуттенберг улучшил количественные характеристики письма: скорость, объем. Да, это дало и качественный эффект, но менее радикальный, чем, скажем, сама идея записывать речь, отделять ее от человека. Гуттенберг всего лишь улучшил способность человека расставаться со своей речью и приобщаться к речи других. Он обеспечил человеку больше знаний, больше ума, вывел его на новую орбиту – дальше от земли-матушки.
После Гуттенберга было логично ожидать новой модернизации способа передачи информации – и она состоялась. Человек научился отделять и передавать звучащую речь – фонограф, радио. Потом научился отделять и передавать динамичные изображения с речью – кино, телевидение. Ну а потом Интернет сделал медийные возможности всенародными. Кто хочет, тот и передает – хоть текст, хоть звук, хоть изображение.
Если печатный станок учредил Галактику Гуттенберга, то изобретение радио, телевидения и Интернета открыло Галактику мультимедиа.
В древней акустической галактике для передачи информации нужен был ее источник – собственно человек говорящий. Ну или его заместитель. В общем, кто-то должен был говорить – прямо в ситуации восприятия, а не до и не поодаль.
Письмо сделало присутствие источника информации необязательным. Потребность в физическом человеке сильно уменьшилась. Гуттенберг еще больше поспособствовал этому – если до него человек был нужен хотя бы для того, чтобы сделать запись, то теперь записи делает печатный станок.
Теперь же, в Галактике мультимедиа, передача информации обходится не только без присутствия самого источника информации, но и вообще без физических носителей вроде бумаги. Не нужно этого больше.
Конечно, все равно нужен автор текста, но автор – уже не совсем физическая инстанция. Автор – уже точно не зверь. Зато авторство – это уже вполне характеристика Бога. Собственно, одна из ключевых.