История толкования сновидений. Сборник файлов из интернета (Формат .html) из библиотеки

История толкования сновидений. Сборник файлов из интернета (Формат .html) из библиотеки.

Первым собрал и систематизировал толкование сновидений Артемидор Далдианский, живший в Лидии во второй половине 2 в. н.э. В своем соннике «Онейрокритика» он изложил цельную систему толкованием снов. Артемидор не искал источник сновидений, он был практиком, собирал сны, анализировал их исполнение и на основе этого выводил значения символов. Его толкования были основаны на символизме вещей и событий.

Причину сновидений искали многие философы. Аристотель (4 в. до н.э.), например, полагал, что сновидения могут исходить об Бога либо скрываться внутри самого человека. Он полагал, что существует в душе нечто, что формирует события жизни человека. Человек сам может проецировать события собственной жизни, — считал Аристотель.

До Артемидора и долгое время после него верили, что сны предвещают события. А толкователей называли прорицателями.

Артемидор создал классификацию сновидений. Он разделил их на две категории: обычные и вещие. Вещими он называл те, в которых человеку открывалась будущее. Обычные рассказывали о переживаниях настоящего момента.
В наше время вещими снами называют те, которые исполняются буквально. Но Артемидор имел в виду совсем другое. Обычные сны, согласно его теории, — это переживания, которые возвращаются во сне: «…Влюбленный видит себя во сне с предметом своей любви; испуганный видит то, чего он боится; голодному снится, будто он есть; жаждущему будто он пьет…»

Он не уделял внимания снам такого рода, считал, что их действие заканчивается, так только человек просыпается.

Вещие сны Артемидор подразделял на аллегорические и прямосозерцательные.
Прямосозерцательные – те, которые мы сейчас называем вещими.
Аллегорические – символичные сны, где «движения или измышления души указывают на предстоящее добро и зло».

Аллегорические сны подразделялись в свою очередь на пять подвидов.
1. Своевещие, где человек видит себя, и которые исполняются для самого спящего.
2. Чужевещие, где спящий видит кого-то другого, и такой сон предсказывает события другого человека. Правда, при условии, что этот другой более или менее знаком спящему.
3. Общие, где спящий видит себя с другими. Однако Артемидор обнаружил, что своевещие могут сбываться и для родственников спящего, а общие и лично для видевшего сон.
4. Общественные, если символы во сне несут общественный характер. Например, площадь.
5. Космические – сны на философскую тематику, где рассказывалось о вещах, непостижимых для разума человека.

Кроме того, согласно его теории, приятный сюжет не всегда означал такое же приятное исполнение. Он полагал, что эмоции не являются показателем — дурной сон или хороший. При этом отрицательные эмоции во сне могут предсказывать благоприятные события. Главным показателем являлись значения символов, а не сила эмоций.

Артемидор верил, что сны не следует толковать индивидуально, исходя из личностных характеристик. Значения символов определяются культурной принадлежностью человека, его вероисповеданием.
Он учитывал все мелочи, все детали, толковал последовательно каждый символ, выстраивая, таким образом, цельную картину. Поэтому он отвергал для толкования сны, которые не запоминались целиков.
Значения символов он выводил на основе примет, поверий, обычаев, нравов.
Приведем несколько примеров.
«Летать во сне, держась прямо и невысоко над землей к добру для сновидцев, и чем дальше он от земли, тем больше он возвышается над пешими, потому что об удачнике всегда говорят: «высоко вознесся»…»
Из отрывка видно, что Артемидор учитывал не сам факт полета, но то, что полет – это значит оторваться от земли. Значение имеет то, что повседневная жизнь – приземленное существование, пронизанное практичными поступками. Из этого, в том числе следует, что во втором веке н.э. фактор социального неравенства был весьма актуален. В настоящее время такой полет будет скорее означать развитие в себе доброты, терпимости к окружающим, понимания и прощения (иногда, в ущерб себе), — так называемых общечеловеческих ценностей, которые проповедуются во многих религиях. Поэтому в наше время считают, что летать во сне, — значит развивать в себе такие качества, отрываться от материальных благ, возвышаться над ними.

Возьмем другой пример.
«… Если снится, что имеешь или видишь ребенка, особенно – новорожденного, то когда это собственный ребенок – плохо и для мужчины, и для женщины. Такой сон предвещает тревоги, горести и заботы о всяких неотложных делах, ведь без этого не вырастить младенца. И одно старое изречение на то указывает: оно гласит: «Дитя отцу – вечный страх да печаль». Дети мужеского пола предвещают благой исход, а женского пола – что исход будет хуже начала, а также убытки: ведь мальчики, выросши ничего не берут у родителей, а девочкам нужно приданное…»

И снова из приведенного хода рассуждений мы наблюдаем, что понимание символа, его значения находится под непосредственным влиянием той эпохи, в которой живет спящий. Ведь в наше время рождение ребенка – радость. И пол уже не настолько существенен. Хотя для мужчины рождение сына и является «доказательством» его мужественности.
Получается, что значения символов устаревают со временем. Век за веком, значения символов Артемидора переставали работать, но это не смущало составителей справочников. Все те же значения и сегодня переходят из сонника в сонник. Но люди пытаются их применять, убеждаются, что они не работают и тогда вся система толкования и предсказания либо отвергается, либо воспринимается с глубоким недоверием.

Не удивительно, что когда в конце 19 века, когда Зигмунд Фрейд взялся за толкование снов, он даже не стал рассматривать возможность предсказания событий на основе сновидений. Как психоаналитик Фрейд считал, что сны являются лишь отражением мыслительных процессов, проходящих глубоко в подсознании. За снами он закрепил лишь одно значение — диагностика состояния души.

Зигмунд Фрейд раскритиковал существовавшие до него приемы толкования сновидений, назвав их «донаучными». Мировоззрение древних о том, что внутреннее содержимое человека влияет на внешние события, считал изначально не правильным. Он полагал, что источником сновидений являются либо внешние раздражители во время сна, либо внутренние психические состояния. Например, вы видите пожар, потому что вам жарко. Или картинка сна была реакций на пробуждение, и записалась в обратном порядке. Так или иначе, Фрейд совершил «переворот» в понимании снов. С одной стороны он «открыл» ранее не известную психологическую сторону интерпретации снов, с другой он окончательно погубил предсказательное направление в толковании.

Предсказания перешли в разряд гаданий.

В конце 20 века на рубеже тысячелетий интерес к толкованию снов, и к предсказанию будущего стал массовым. Однако, несмотря на возросший интерес к снам, толкования по-прежнему не воспринимались серьезно. К ним относились также как к гаданиям. Восприятие действительности изменилось настолько, что сама возможность предсказания будущего стала отвергаться изначально. Человек стал хозяином своей судьбы!

В тоже время в 20 веке развилось и другое направление снов – осознанные сновидения (так называемая «практика сновидения»), уходящие корнями на восток. Произошло это, благодаря продвижению йоги на Запад. Согласно этому учению, человек, управляющий своими снами, управляет своим духом.
В настоящее время ведутся отдельные попытки сформировать работающую систему толкования снов, как предсказательный механизм. Хотя происходит это скорее как совершенствование системы гаданий.

Метод Елены Лууны хотя и является одним из многих, в тоже время уникален. Пользуясь им можно не только предсказывать события, но и диагностировать психическое состояние человека. В настоящее время методу более десяти лет.
Согласно этой теории сны берут свое начало из коллективного бессознательного. Она полагает, что подсознание накапливает не только индивидуальные впечатления и переживания, но и хранит коллективный опыт за всю историю человечества. Поэтому символы обретают свои значения не только в контексте текущей культуры эпохи, но и впитывают весь предыдущий опыт поколений. Есть вещи и понятия, которые остаются незыблемыми из века в век, а есть текущие представления. Значение символа складывается из собственно символизма, проводимых аналогий, летучих фраз, астрологического понимания символов, культурных факторов.

Приведем пример.

«Дети – цветы жизни. Ребенок – продолжение дел наших. Поэтому дети символизируют наши дела. Мальчик и девочка содержат разные значения. Мальчик – янь, логическая сторона человеческой натуры. Мальчик означает дело, которым человек занимается, его работу. Девочка – инь, чувственная сторона, левая, — это личные дела. Но так как это все-таки дети, и им свойственно играть, а не вести жизнь взрослого человека, то дела эти нельзя назвать масштабными, это не работа и не личная жизнь в целом. Это конкретные вещи, поступки, частные случаи в работе, личной жизни».

За этой методикой и системой предсказания событий — будущее.

Автор: RubtsovAleksey

Исследователь внетелесного опыта

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.