Да всё просто.
Почитали Берроуза, мол на марсе вечеринка, бесплатные вкусняшки и по три многосисы на брата.
Отправили марсоход, а там камни, пыль и дышать нечем.
Разочаровались, занялись насущными делами — мордобитие, футбол, концерты Газманова.
Просто только котята рождаются.
Прежде всего.
В чём нестыковка мифа?
Я вырос на «остаточном космическом оптимизме». То есть. В 1975-м мне было 10 лет. Моё поколение уже твёрдо знало что Марс мало отличим от Луны, а Венера — парниковый ад. Мы знали что фантасты прошлого ошибались. Что космическая реальность куда более суровая и вся прошлая фантастика (Ранние Стругацкие, Владко большой друг СССР Рей Бредбери) — это АЛЬТЕРНАТИВНАЯ реальность.
Которой нет.
Тем не менее всё свое отрочества (11-14 лет) я был буквально погружен в (остаточный) космический оптимизм по поводу колонизации космоса. Кстати, я застал и первые сомнения-споры (что не могло не бросится мне тогда в глаза). Двоемыслие взрослых…
При этом весь космический оптимизм не ставил ни на какие уже «землеподобные планеты».
Были астероидиы и был Лунный оптимизм. Луну рассматривали как хозяйственный объект с самого начала. Космический рудник. До него добрались американцы. То есть Луна был уже пройденный этап. Шахта. Не более! И никто не питал иллюзий по поводу условий там.
Но как раз в середине 1970-х «на слуху» были идеи строительства гигантских космических колоний О’Нейла (опираясь на материалы с Луны). И по-сути весь мой юношеский космический оптимизм (взятый из окружающей меня эпохи) и был ЗАПРОГРАММИРОВАН на астроинженерную деятельность. И таким (надо признать) и остаётся (почему я на не доверяю «планетарнонму космизм» и экзопланетному оптимизму).
А вот когда мы начала разочаровываться и посмеиваться над космосом — так это после «рукопожатие на орбите». Программа «Союз-Аполлон». Нам сразу стало ясно, что это «космическая ничья» в лунной гонке (где на самом деле выиграли американцы) и поэтому ждать каких-то крупных свершений в космосе от Партии и Правительства уже не стоит. Она задвинула космос на задний план. Это было очень ясно! Космос стал просто показухой.
Мы сдали Луну. Отложили в долгий-долгий ящик.
Высадка на Марс?
Это был бы такой же флаговтык как в Луну. Не колонизация.
Просто еще одна демонстрация (гонка?) на которую не надеялись. Которая откладывалась, откладывалась, откладывалась…
Более того. Я могу даже показать на конкретных признаках, что именно после 1975-го года, когда прекратилась космическая гонка и началось как бы космическое сотрудничество (вернее космическое перемирие) тогда то и начал появляться тот самый космический скепсис.
Мол, невесомость — не шуточки (конечно. До Луны 3 дня — это шуточки. А до Марса два года туда-обратно уже не шуточки!)
Хотя явных причин и поводов то особо и не было еще (радиации не так боялись как после Чернобыля).
Но именно на «Песня-78» Лёва Лещенко запел «Притяженье Земли, притяженье полей…»
А вокально-инструментальная группа (так назывались придворные музыкальные банды) «Земляне» спели с тех пор «гимн» современной космонавтики «Трава у дома». 1984 год. Журнал «Смена» печатает текст и музыку хита. Пойте родные! Подпевайте! «И снится нам не рокот космодрома! Не эта неземная тишина!»
То есть.
Как было написано деткам в фильме-сказке «Отроки во вселенной», про межзвездные дали….
Смена курса происходит именно тогда и в общем-то достаточно резко. И не в 1965-1970-м, когда мы узнали что Марс и Венера — безжизненны. Нет! Всё происходит десять лет спустя! В 1975-1985, когда, как мы теперь уже знаем, СССР отказался от лунной гонки и заморозил свои космические амбиции, стал дожидаться американцев с их шаттлами, катая на орбитальные станции друзей из соцлагеря (я помню сколько анекдотов ходило на этот счёт! космос превратился именно тогда в фарс!)
Потом пришёл Рейган со своей СОИ и … в общем всё пошло совсем прахом. Мы уверенно нарезали круги на орбите (занимаясь Бураном и Энергией, работая на унитаз по-сути), американцы тужились с шаттлами и надорвались… Так прошли 80-е. Ну а 90-е… там совсем не до космоса стало…
главное разочарование было в отсутствии достоверных следов инопланетян во всём исследованном пространстве
Кстати, да. Это еще одна линия в спектре событий. И очень немаловажная!
Переименование CETI (контакт) в SETI (поиск).
По сути на рубеже 1960х — 1970х, когда выяснилось что Марс с Вереной — «голые камни», случается еще одна более грандиозная МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА .
По обе стороны «железного занавеса» (но здесь, кажется, она была более жестокой).
Вершина — знаменитая и теперь Великая Советско-Американская (хотя она была международной) Бюраканская конференцию 1971-го года, где собрались величайшие умы человечества!

Как появляется CETI? Скороспелка, которая даже отодвинула прорыв в космос…
1960-й год. Умники-астрофизики-учёные додумываются, что по-идее, наши возможности принимать радиосигналы из космоса ДОСТАТОЧНЫ, если отправитель — сверхцивилизация (мгновенно появляется пресловутая шкала Кардышева, 1962 кажется, не позже 1964-го). Где искать Старших Братьев? Как искать? Это было мгновенно ясно (длина волны водорода, бла-бла-бла). Начали искать.
Очень серьёзно.
Это было мгновенное вожделение! Вступить в Кольцо! Они помогут нам решить все наши проблемы!!!
Вау!!!
И по-началу ведь искали именно маяки сверхцивилизаций. Зовущих вступить в братство галактических рас!
И даже было несколько «ложных срабатываний» (мол, нашли!!!). Одна только история с пульсарами — чего стоила!
Но быстро выяснили что всё это — природные источники.
А настоящих маяков… И НЕТ!
Это как раз конец 60х и начало 70х.
И это было мировоззренческой катастрофой. Жутким разочарованием.
Шара обламывается. Старших братьев — нет! Или они не хотят с нами контактировать?
Ферми сформулировал свой парадокс в 1950-м. Но пройдет еще 10 лет до появления самой идеи CETI, потом еще 10 лет с хвостом прежде чем о нём вспомнят и поставят перед собой ребром.
Так где же все они?
Не прилетают, не сигналят, их даже не видно (никаких сфер Дайсона).
Все 70-е — жуткое смятение. Только к концу 70х Тартер сформулирует идею «стога сена» (то что сейчас и лежит в основе всей философии SETI)
В середине 70х Лем вступает в полемику со Шкловским. Шкловский разочарован. Полностью (говорят он уже знает о том что болен раком и это отражается на его восприятие мира). Их нет! Лем пытается доказать, что мы смотрим сквозь и не видим. Но Шкловский неприклонен. Он даже допускает (именно тогда!) мысль, что планеты у других звёзд — редкость. Солнечная система — уникальна!
Мало кто тогда поддержал эту мысль. Но именно тогда неверие в экзопланеты было максимальным (ни раньше ни позже).
А вдруг их действительно нет и солнечная система — уникальна?
И тем не менее. Я же жил тогда. Рос тогда и впитывал идеи вокруг себя как губка. И я помню наше настроение. Их нет? Ну и бог с ними! Зато вся эта вселенная — наша! Стройплощадка!!!
То что их нет — не беда. Есть и полезная сторона.
Мы их заменим! Мы — расселимся по планетам и звёздам. Мы настолько там все видоизменимся, что станем инопланетянами друг для друга!
Нет? Ну и фиг с ними!
Нет старших? Значит СТАРШИМИ будем мы! Мы тут цари вселенной!
Нет планет у других звёзд? Допустим. Но есть астероиды и кометы. Камни, металлы, вода, газы (замороженные). Значит есть ресурсы. А больше ничего и не надо!
Так именно мыслили космисты-оптимисты в 1970-х!
И это направление до сих пор живо и здравствует. Да, это и тогда (с 1980-х годов уже) городские сумасшедшие. Но наша «религия» с тех пор ни на йоту не изменилась! Мы именно родом из 1970х! Ужасных, разочаровывающих 70х!
Было ли CETI главным разочарованием?
Гм…
И да и нет.
Это было ГЛУБИННЫМ разочарованием.
Это разочаровало… САМЫХ УМНЫХ… Которых так мало, что они даже не могли как-то повлиять на «народные настроения».
Нас же, малолетних массовых дебилов (находящихся в струе общественных ожиданий), это нисколько не проняло тогда. Даже напротив. Их может быть и нет? Ну и слава богу что нет! Меньше народу — больше кислороду! Вся эта вселенная — наша!
Ну посмотрите.
Многих ли берёт за душу парадокс Ферми теперь?
Большинство людей просто не понимают насколько он фундаментален. Насколько угрожающим может быть то или иное его решение! Мне пришлось постареть что бы дорасти до понимания фундаментальности этого парадокса. А большинству он до сих пор — дурная игра ума. Люди наивно уверены, что парадокс мнимый и есть удобное для него решение (я то настаиваю что ВСЕ наиболее вероятные три решения неудобные, по-своему злобные).
То есть.
Да. Умных это могло пронять и глубоко разочаровать (хотя как раз 10 лет 70х это было еще время недопонимания, недоумения. Молчание Вселенной еще перепроверялось…). Но умных было не так уж и много. Большинства это не коснулось.
Так что…